Можно ли нарушать пост? Основная причина нарушения поста — маловерие

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Можно ли смотреть в пост образовательные программы
Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться

Если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна ли быть постной
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают.)

ОТВЕТ:
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

У меня сильная простуда. Можно ли мне нарушить пост?
Будет лучше, если Вы найдете способ лечить простуду, не нарушая поста.

Можно ли смотреть в пост образовательные программы
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы BBC о природе, культуре и цивилизациях, об истории?

ОТВЕТ:
Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу).

Стоит ли перенести день регистрации брака на непостное время
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
День нашей регистрации назначена 27 августа, но это последний день Успенского поста. Может быть нам перенести регистрацию на несколько дней позже?

ОТВЕТ:
Да, если получится, лучше перенести регистрацию брака на непостное время. Но главное, чтобы постом не было свадебных торжеств и супружеских отношений, а дата регистрации не столь уж важна. Венчание все равно будет совершаться только когда положено.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях...
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно "убивать своё тело", свои желания? Зачем такая несвобода?

ОТВЕТ:
Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, - любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели - ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, - не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели.

Если во время поста я нарушила его, можно ли вместо этого дня поститься в другой день?
Не надо так делать, если только священник не даст Вам такое послушание. А то так и будем переносить посты по своему вкусу.

Батюшка, скажите, можно ли во время Успенского поста посещать концерты? Лирические песни, романсы?
Таня, не знаю. Может быть и можно, да нужно ли?

Каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте, отец Михаил! Скажите пожалуйста, каким образом можно удержать себя от соблазна супружеских отношений во время поста? Помогите пожалуйста, не можем решить эту проблему уже долгое время. Заранее благодарны. Р. и Н.

ОТВЕТ:
Человек может сделать только то, что он может себе представить. Представьте себя без супружеских отношений в пост. Без этого и молитва не поможет - она будет молитвой без веры в исполнение того, о чем вы просите.

Не во время поста по средам и пятницам всегда ли можно есть рыбу?
По уставу - только в период от Пасхи до Троицы, или в большие праздники.

Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (пирожки,печенье-покупные)?
Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.

Надо ли попоститься 3 дня перед Причастием новоначальному невоцерковленному христианину
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Благословите, батюшка! Доброго дня! Недавно подходила к нашему приходскому батюшке с вопросом о том, что надо делать, чтобы приобщиться Таинству Причастия. Он посоветовал начать с чтения утреннего и вечернего правила, дабы не сильно обременять человека на начальном этапе воцерковления. На вопрос о том, надо ли попоститься 3 дня перед Причастием, батюшка ответил, что нигде не сказано о необходимости соблюдения 3-х дневного поста. И добавил, что поститься в субботу запрещено; что люди, которые хотят Причаститься в воскресенье на литургии и соблюдают перед этим пост (в том числе и в субботу), согрешают. Вразумите, батюшка. Неужели нигде не сказано о необходимости соблюдения поста перед причастием? Я где-то читала, что раньше православные христиане постились перед Причастием целую неделю, а в наше время в силу нашей немощи уменьшили пост до 3 дней. И какое правило запрещает поститься в субботу? Спаси Господи! Екатерина.
ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА:
Катя, о семидневном (!) посте перед Причащением написано в Типиконе, то есть в книге, которая именуется церковным Уставом. Думаю, что Вы можете смело поститься три дня, и батюшка Вас не осудит за это. Если Вам предлагают послабление, это не значит, что нужно им пользоваться. Что касается поста в субботу, то в Апостольских Правилах, коими этот пост запрещается, под «постом» имеется в виду воздержание от всякой пищи до вечера, а не замена скоромной пищи на постную, как постимся мы. Так что запрет поститься в субботу не относится к постам в нашем понимании этого слова.

Как правильно проводить сочельник перед Рождеством
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить сочельник перед Рождеством? Что делать как питаться (не есть ничего до первой звезды или только сочиво в течении дня)?

ОТВЕТ:
В сочельник перед Рождеством выберите между едением сочива после первой звезды и обычным постным питанием тот вариант, какой Вам по силам.

Можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Подскажите можно ли в среду и пятницу, когда нет поста, употреблять рыбу? Где-то прописано такое правило? Екатерина

ОТВЕТ:
Катя, по Уставу (Типикону) рыбу можно употреблять в среду и пятницу во весь период от Пасхи до Троицы, а также в дни, накануне которых совершалась служба с полиелеем или всенощное бдение (это правило относится и Петровскому и Рождественскому постам).

В день заговенья на Великий пост дома будет застолье с мясом - что позволительно нам
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У моего мужа 18 февраля - юбилей. В гости приедут родственники. Будет застолье, на столе будет и мясная пища. Я, Ю. и И. (мои дочери) не хотели бы лишний раз брать грех на дущу. Подскажите, пожалуйста, какая пища в таком случае нам позволительна? С уважением, Ира.

ОТВЕТ:
Ира, для вас троих не будет грехом накрыть неверующему мужу и родственникам такой стол, какого они хотят. В этом мне тоже видится любовь к ближнему, ведь они поста не разумеют и отвечать могут за неверие, но не за нарушение устава. Когда станут православными, тогда и будут ответственны за соблюдение поста, а пока будет с ними, как с рабами, которые не исполнили волю господина, потому что не знали ее. Но вам троим 18 февраля, в день заговенья на великий пост, можно будет вкушать только то, что вкушает в этот день вся Церковь, а именно - любую пищу, кроме мяса.

Как правильно проводить Великий пост - по монастырскому уставу, или просто без скоромной пищи
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Как правильно проводить Великий пост? По монастырскому уставу (например, в понедельник полное воздержание от пищи, во вторник горячая пища без масла и т.д.) или просто воздерживаясь от скоромной пищи?

ОТВЕТ:
Лучше просто воздерживаясь от скоромной пищи. Монастырский устав к нашей жизни не идет, а воздержание от скоромной пищи - идет. И то иногда бывает непросто, но уже не выше наших сил.

Как объяснить юноше, который мне нравится, для чего нужно соблюдать посты
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
У меня в последнее время часто и сильно болит желудок. Я объяснила юноше, который мне нравится,что это из-за бутербродов, которые я употребляю на обед и ужин. Он просто начинает уговаривать меня не поститься в среду и пятницу, и соблюдать только Великий пост (т.к. он человек неверующий)... Как ему объяснить, для чего нужно поститься в среду и пятницу и вообще соблюдать все посты? Я пробовала, но у меня не получилось... Подскажите. С уважением, N.

ОТВЕТ:
N, по-моему, объяснять нужно не это. Лучше мягко и доброжелательно дать почувствовать молодому человеку, что ты этот вопрос решаешь не с ним, а он нужен тебе не для того, чтобы решать, когда ты будешь поститься. А если не поймет, сделать это чуть-чуть тверже. Потом, если не поможет, еще тверже... И так до тех пор, пока не подействует. Как, например, твоя мама живет с папой? Она ведь его уважает и любит, но не он же решает, поститься ей, или нет? А вообще бутербродами многие испортили желудок. Это уже проблема не поста, а человеческой лени. А от нормального (без "бутербродной" лени и без крайностей) поста никто еще себе здоровье не повредил.Так что бери с собой нормальную еду и ешь ее. И никому не должно быть до этого дела. Или так всю жизнь и будешь страдать от людей, которые будут решать за тебя, как тебе жить и что делать.

Можно ли дарить в пост коробки конфет служащим организаций, с которыми работает фирма
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, 1) можно ли преподносить на гражданские праздники (Новый год, 8 марта) служащим государственных организаций, с которыми работает фирма, подарки в виде бутылки шампанского/коньяка, коробки конфет? Ведь обычно это приходиться делать в пост, а фирма заинтересована в дальнейшем с ними сотрудничестве... 2) является ли стяжательством распечатка нужных тебе лично материалов, копирование документов на работе? И если используешь для этого свою бумагу? Благодарю за ответ. Благослови Вас Господи! Ксения.

ОТВЕТ:
Ксения, здравствуйте! 1) Думаю, не будет греха в том, чтобы подарить коробку конфет в пост Вашим деловым партнерам по одной простой причине: конфеты можно съесть и после поста. А шампанское, как и всякое вино, вообще не запрещается в пост (в некоторые дни и в умеренных количествах). 2) Думаю, не будет греха и в распечатке личных материалов на работе, если это не идет в ущерб самой работе или Вашей организации.

Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться
ВОПРОС ПОЛНОСТЬЮ:
Можно ли выходить во время Петровского поста, но не венчаться. Правда, что во время поста нельзя жениться?

ОТВЕТ:
Во время поста нельзя венчаться, а следовательно - и жениться во время поста нежелательно. Лучше выберите день после 12 июля или до поста.

Сайт о.Михаила Немнонова

Аудио версия настоящей статьи:

Если человек намеревался соблюдать пост и в течение дня преднамеренно нарушил его, не имея на то весомых причин, как быть? Он обязан восполнить этот нарушенный день одним днем поста после месяца Рамадан или же ему следует поститься два лунных месяца плюс один день?

Я пропустила один день поста по неуважительной причине. На одном из сайтов прочитала, что пропущенный день по неуважительной причине следует восполнить двумя месяцами непрерывного поста. Правда ли это? Я всегда думала, что пропущенные дни восполняются один к одному. Д.

Прочитанное вами является выражением одного из богословских мнений, не подтвержденного ни Кораном, ни Сунной . Большинство авторитетных богословов говорят о том, что искупление в виде двухмесячного поста может быть только в случае нарушения его супружеской близостью (половым актом) . В достоверном хадисе говорится лишь об этом случае. Приведу хадис. Однажды к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) подошел человек и воскликнул: «Я погиб! [Горе мне!]» Посланник Божий спросил: «Что погубило тебя? [Что случилось?!]» - «Я [преднамеренно] вступил в половую связь с женой во время поста в Рамадан». - «Есть ли у тебя раб, которого ты мог бы освободить в искупление греха?» - спросил Пророк. «Нет». - «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» - «Нет, не в состоянии». - «А есть ли у тебя возможность накормить шестьдесят бедняков?» - «Нет». Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками . Он (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к тому человеку: «[Возьми это и] раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». - «А разве есть кто-то беднее меня, более нуждающийся в этом?!» Пророк широко улыбнулся (засмеялся) и сказал: «[Тогда] иди и накорми этим свою семью » .

Подробнее об этом читайте в материале «Супружеская близость во время поста».

Разве искупление в 60 дней поста необходимо только для супругов, вступивших в интимные отношения до времени разговения? А как же те, кто, например, намеренно пропускает пост, имея возможность поститься? Почему они не должны быть оштрафованы 60 днями? Руслан.

Нет такого положения в Коране и Сунне.

На вопрос одного из посетителей сайта сайт касательно поста вы дали ответ, который я не понял. «Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail». - «Неправда. Каждый пропущенный день восполните одним днем поста». Здесь говорится о неуважительной причине(!), следовательно, ему надо непрерывно поститься 60 дней?! Данияр

С чего вы взяли? Откуда такая уверенность?

Уважаемый Шамиль, меня интересует вопрос о преднамеренном нарушении поста, например съел что-нибудь, осознавая нарушение поста; не держал пост в определенный день из-за работы. Вы писали о преднамеренном нарушении в случае половой близости, искуплением чего является непрерывный двухмесячный пост. Какое искупление предусмотрено в иных случаях осознанного нарушения? Газиз.

Один человек соблюдал пост в месяц Рамадан только первые 6 дней. Вечером 6-го дня он вознамерился не поститься, начиная с 7-го дня, причем без какой-либо уважительной причины (возможно, ввиду слабости веры). Следует ли ему только возместить пропущенные дни или же он должен соблюдать 60 дней в качестве каффарата (искупления) за каждый пропущенный день? Считается ли, что он не нарушал пост, так как не имел намерения поститься в определенный день? Как известно, во время Рамадана намерение нужно произносить на каждый новый день. Муслим.

Искупление в форме соблюдения поста на протяжении двух лунных месяцев за один преднамеренно нарушенный день поста предусмотрено канонами лишь в случае нарушения его преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем) . По этому поводу имеется достоверный хадис .

Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться .

Будет ли правильным держать уразу в месяц Рамадан 9 дней: 3 дня в начале, 3 - в середине и 3 в конце?

Это не будет правильным. Несоблюдение поста, при наличии возможности соблюдать его, - тяжкий грех пред Господом миров. Такая необязательность может обернуться неприятностями земными и вечными. Не советую разрушать свое будущее, игнорируя Божье предписание .

Считаю уместным напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 139.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 139.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229.

Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба - один из самых тяжких грехов.

В одном из достоверных риваятов говорится, что в корзине было пятнадцать са‘ фиников. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2393. Подробнее об этом см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 230.

Са‘ - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.

В одном из риваятов хадис завершается словами: «Сам поешь и накорми семью. [В искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан] и проси у Всевышнего прощения». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 272, хадис № 2393, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1671, «сахих». В св. х. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]».

Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 203; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 231.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 575, хадис № 1936; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 204, хадис № 1936; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 41, хадис № 1936; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 271, хадисы № 2390 и 2392, оба «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1671, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 139, хадис № 724, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228, хадис № 1656.

Главное - намерение сердцем, мысленное намерение.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.

Приведен выше.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709, 1722, 1727; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203.

«О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (см. Св. Коран, 2:183).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 575; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 31–34.

Очень многие из нас виноваты в пренебрежении постами . Святая Церковь велит строго соблюдать посты. Это - верное средство смирить и уничтожить в нас чревоугодие, сие гнусное гибельное идолопоклонство. А кроме того, постами Церковь чтит и славит страдания Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Матерь Спасову, Воздвижение честного Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Верующий человек не может не отмечать эти спасительные дни и времена постом. А многие из вас совсем не постятся, да еще ссылаются на Священное Писание: «Не то, что входит в уста сквернит человека, но что из уст» (Мф. 15, 11). Вот и доказывают противники постов: «Ты лучше не ругайся, не злись, не насмехайся над человеком, вот тебе будет и пост». - Так это же совсем вещи разные. Насмехаться так и так нельзя, злобиться, гневаться, воздавать злом за зло. И плохо тот, конечно, держит пост, кто мяса во время поста не ест, а человеков угрызает. Но как же можно отметать пост, когда Спаситель Сам сказал: «Сей род (то-есть бесы) ничимже изгонится, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Видите, есть только два средства против нечистой силы: молитва и пост . Как же их не употреблять? Как же можно не поститься? Как можно не слушаться Святой Матери нашей Церкви? Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец» , сказал святой священномученик Киприан; как же можно не слушаться Матери?

То правда, что скоромная пища сама по себе не сквернит человека. Младенца и в Страстную неделю не сквернит молоко, равным образом и того, кому врачи приказали по болезни ежедневно питаться молоком. Ведь то же самое молоко, например, творог или сыр, которые тебе сегодня есть нельзя, через сколько-то дней, после окончания поста - можно, оно не скверно, и не было скверно никогда. Но что поистине оскверняет человека? Помыслы, из сердца исходящие, вот они-то и оскверняют человека, как объяснил Сам Христос. Не молоко осквернит тебя, когда ты вкушаешь его без всякой уважительной причины среди поста, а вот именно твои кощунственные помыслы, твое пренебрежение к уставам Церкви, твои рассуждения осквернят: «подумаешь, пост, а кто ныне постит-то? Ты хорошим будь, никого не обижай, вот и пост!» Такие кощунственные помыслы, исходящие из грехолюбивого непокорного сердца человека, и оскверняют его! А больные, которым по нужде разрешается нарушение поста, должны нарушать его только по необходимости, с великой скорбью, и с ежедневным покаянным молитвословием: «Господи, прости меня окаянного, что по крайней нужде, по болезни, вынужден я нарушать пост святой. Ведь и болезнь моя от грехов моих произошла, как и вообще все болезни наши от грехопадения возникли. Прости меня, Боже, и укрепи здоровье мое, чтобы в будущем великая мне радость была - не нарушать вожделенного мне поста».

Согрешали объядением, раноядением, тайноядением, лакомством, кто чем. Кайтесь Богу и старайтесь каждый победить свою гибельную страсть к лакомству-ли, к перееданию-ли, все равно. Тем более, что лакомством ослабляется и изнеживается организм, а постоянным перееданием и вовсе разоряется. Главное же то, что обильно питаемое чрево, утучненная плоть вырабатывает множество веществ, забивающих и ум, и сердце, не дающих им нормально духовно действовать. Плоть одебелевает, делается хозяйкой в человеке, а она - падшая, имеющая в себе закон, противодействующий закону нашего ума, враждебный нашему духу и всему духовному. «Смотрите , предостерегает Господь, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством, чтобы день тот не настиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).

Пьянство же, которому так подвержены многие и многие из окружающих нас - смертный грех. «Не обманывайтесь, возлюбленные, - говорит Апостол, - ни воры, ни прелюбодеи, ни хищники, ни грабители, ни осквернители, ни пьяницы Царства Божия не наследят!» (1 Кор. 6, 9). Кто виноват в тяжком грехе пьянства, выбирайся из этого диавольского омута, пока не поздно, иначе вечная тебе погибель, вечные тебе мучения. И так страдают от вас, пьяниц, ваши жены и дети, когда вы без ума, напившись, их избиваете, когда вы проматываете деньги что на хлеб насущный. «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд!» (Ефес. 5, 18). Сколько всяких скверностей допущено людьми в пьяном виде, сколько убийств даже. Сколько пропито, сколько погублено сил, здоровья и самого пьяницы, и его родных. Сколько зачато детей в пьяном виде. Они - либо больные, либо хилые, либо уроды и дурачки с колыбели - ходят как живой позор и укор произведшим их на свет несчастным пьяницам. А эти последние гибнут, у них происходит, по выражению врачей, деградация личности , они сами на себя не похожи, потеряв свое человеческое достоинство. Как может такой спившийся человек управлять домом своим, чад иметь в послушании и наставлении, а ведь этого требует Господь с каждого мужа, отца, хозяина дома. Можно ведь в меру выпивать. Христос первое чудо в Кане Галилейской для веселия на законном браке сотворил, превратив шесть больших кувшинов воды в прекрасное вино, чтобы мы перестали пьянствовать, а все употребляли в меру.

Спи-ри-до-на Три-ми-фунт-ско-го († ок. 348 г.).

Этот весь-ма по-чи-та-е-мый в гре-че-ском и рус-ском Пра-во-сла-вии свя-той ро-дил-ся во вто-рой по-ло-вине III ве-ка на ост-ро-ве Кипр. Дол-гие го-ды он был про-стым пас-ту-хом, имел же-ну и де-тей. Все свои сред-ства он от-да-вал на нуж-ды ближ-них и стран-ни-ков. За это Гос-подь воз-на-гра-дил его да-ром чу-до-тво-ре-ния: он ис-це-лял неиз-ле-чи-мо боль-ных и из-го-нял бе-сов. По-сле смер-ти же-ны, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337), Спи-ри-дон был из-бран епи-ско-пом го-ро-да Три-ми-фун-та, и в 325 го-ду при-ни-мал уча-стие в де-я-ни-ях I Все-лен-ско-го Со-бо-ра.

Скон-чал-ся свя-ти-тель Спи-ри-дон око-ло 348 го-да во вре-мя мо-лит-вы и по-гре-бён в Три-ми-фун-те в хра-ме Свя-тых Апо-сто-лов. По-след-ние его сло-ва бы-ли о люб-ви к Бо-гу и ближ-ним. В се-ре-дине VII ве-ка мо-щи свя-ти-те-ля пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль, а в 1453 го-ду - на ост-ров Керки ра в Иони-че-ском мо-ре (гре-че-ское на-зва-ние это-го ост-ро-ва - Ко рфу). Здесь, в од-но-имен-ном го-ро-де Кер-ки-ра (глав-ный го-род ост-ро-ва) и по-ныне со-хра-ня-ют-ся свя-тые мо-щи свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на в хра-ме его име-ни (пра-вая ру-ка свя-ти-те-ля по-чи-ва-ет в Ри-ме). Пять раз в го-ду на ост-ро-ве со-вер-ша-ет-ся тор-же-ствен-ное празд-но-ва-ние его па-мя-ти.

На Ру-си по-чи-та-ние свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на из-вест-но из-древ-ле. На-род, от-ме-чав-ший зна-чи-мые ка-лен-дар-ные ве-хи по цер-ков-но-му ка-лен-да-рю (дру-гих еще не бы-ло), на-зы-вал близ-кий ко дню па-мя-ти свя-то-го Спи-ри-до-на день Зим-не-го солн-це-во-ро-та, или «по-во-ро-та Солн-ца на ле-то», «Спи-ри-до-но-вым по-во-ро-том». (В скоб-ках за-ме-тим, что XX-XXI сто-ле-тии день его па-мя-ти по юли-ан-ско-му-ка-лен-да-рю - 12 де-каб-ря - при-хо-дит-ся на 25 де-каб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му, то есть на аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный день Зим-не-го солн-це-во-ро-та. Но в XXII ве-ке да-та сме-стит-ся на 26 де-каб-ря, в XXIII ве-ке - на 27 де-каб-ря и так - по всем дням го-до-во-го цик-ла; впро-чем, как и все празд-ни-ки, всё ещё от-ме-ча-е-мые у нас по ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря.)

Осо-бым по-чи-та-ни-ем свя-ти-тель Спи-ри-дон поль-зо-вал-ся в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де и Москве, где в 1633 го-ду воз-двиг-ли храм его име-ни. В дру-гой сто-лич-ной церк-ви, Вос-кре-се-ния Слову ще-го (1629), на-хо-дят-ся две чти-мые ико-ны свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на с ча-сти-цей его свя-тых мо-щей.

О жиз-ни свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на со-хра-ни-лись цен-ные сви-де-тель-ства ви-зан-тий-ских ис-то-ри-ков вто-рой по-ло-ви-ны IV-V ве-ков - Со-кра-та Схо-ла-сти-ка, Со-зо-ме-на и Ру-фи-на, близ-ких к нему по вре-ме-ни и об-щав-ших-ся с его уче-ни-ка-ми и млад-ши-ми совре-мен-ни-ка-ми. Древ-ней-шее жи-тие свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на на-пи-сал ям-би-че-ски-ми сти-ха-ми его уче-ник - свя-ти-тель Три-фил-лий, епи-ско-поп Ле-вкус-сии Кипр-ской († ок. 370). Его клас-си-че-ское жи-тие бы-ло на-пи-са-но в X ве-ке вы-да-ю-щим-ся ви-зан-тий-ским агио гра-фом (то есть «опи-са-те-лем свя-тых») Си-мео-ном Ме-та-фра стом.

В за-клю-че-ние этой крат-кой справ-ки при-во-дим сви-де-тель-ства о свя-том Спи-ри-доне пер-вых двух вы-ше-упо-мя-ну-тых ис-то-ри-ков. Вто-рой фраг-мент осо-бен-но ва-жен для по-ни-ма-ния ис-тин-но-го смыс-ла по-ста, ко-то-рый мно-гие сво-дят лишь к неукос-ни-тель-ной «пе-ре-ме-ной ра-ци-о-на», за-бы-вая, что де-ле-ние пи-щи на «чи-стую» (ко-шер-ную) и «нечи-стую» - это по-ня-тия вет-хо-за-вет-ные, обя-за-тель-ные толь-ко для иудея по ве-ре (при-чём, об-ре-зан-но-го). «Услышь-те и ура-зу-мей-те! Не то, что вхо-дит в уста, осквер-ня-ет че-ло-ве-ка; но то, что ис-хо-дит из уст, - это осквер-ня-ет че-ло-ве-ка», - чи-та-ем в Еван-ге-лии от Мат-фея (). Сло-ва Хри-ста об-ра-ще-ны не толь-ко к ис-ку-шав-шим Его фа-ри-се-ям, но и к их (воль-ным или неволь-ным) по-сле-до-ва-те-лям сре-ди хри-сти-ан.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Приложение

1. Со-крат Схо-ла-стик. Цер-ков-ная ис-то-рия. Кн. I, гл. 12. «О кипр-ском епи-ско-пе Спи-ри-доне»:

«Те-перь о Спи-ри-доне. Этот пас-тырь об-ла-дал та-кой свя-то-стью, что удо-сто-ил-ся па-сти и лю-дей. По-лу-чив епи-скоп-ство над од-ним из го-ро-дов Ки-п-ра, по име-ни Три-ми-фунт, он в епи-скоп-ском сане, по ве-ли-ко-му сми-ре-нию, не пе-ре-ста-вал па-сти и овец. О нём со-хра-ни-лось мно-го рас-ска-зов, но, чтобы не уда-лить-ся от пред-по-ло-жен-но-го пред-ме-та, я при-пом-ню один или два.

Од-на-жды в пол-ночь во-ры во-шли по-ти-хонь-ку в ов-чар-ню и ста-ра-лись по-хи-тить овец. Но Бог, хра-ня-щий пас-ты-ря, со-хра-нил и овец его, - во-ры неви-ди-мою си-лою очу-ти-лись при-вя-зан-ны-ми к ов-чарне. Меж-ду тем на-ста-ло утро, и пас-тырь по-шёл к ста-ду; ко-гда же уви-дел он, что у хищ-ни-ков ру-ки свя-за-ны на-зад, тот-час узнал, что слу-чи-лось, и, по-мо-лив-шись, раз-вя-зал их и дол-го усо-ве-щи-вал, вну-шая им до-ста-вить се-бе про-пи-та-ние за-кон-ны-ми тру-да-ми, а не брать чу-жо-го без-за-кон-но. По-том, по-да-рив им ов-на и от-пус-кая их, лас-ко-во ска-зал: «Пусть же не на-прас-но бодр-ство-ва-ли вы». Это - од-но из чу-дес Спи-ри-до-на, а дру-гое бы-ло та-ко-во.

Бы-ла у него дочь де-ви-ца, на-сле-до-вав-шая на-бож-ность сво-е-го от-ца, по име-ни Ири-на. Кто-то зна-ко-мый от-дал ей для хра-не-ния дра-го-цен-ное укра-ше-ние, но она, при-знав без-опас-ней-шим хра-ни-ли-щем зем-лю, спря-та-ла взя-тую вещь в зем-ле и вско-ре по-том умер-ла. Через неко-то-рое вре-мя при-шёл тот, кто от-дал свою вещь и, не на-шед-ши уже де-ви-цы, при-сту-пил к от-цу - ча-стью с об-ви-не-ни-ем, ча-стью с прось-бою. Ста-рец, ко-то-рый утра-ту хо-зя-и-на укра-ше-ния по-чи-тал соб-ствен-ным несча-стьем, по-шёл на мо-ги-лу до-че-ри и мо-лил Бо-га, чтобы Он преж-де вре-ме-ни по-ка-зал обе-то-ван-ное вос-кре-се-ние. На-деж-да его не об-ма-ну-ла: де-ви-ца тот-час яви-лась от-цу жи-вою и, озна-чив ме-сто, где спря-та-ла укра-ше-ние, опять скры-лась. Та-кие-то му-жи си-я-ли в Церк-вах во вре-ме-на ца-ря Кон-стан-ти-на. Это я и сам слы-шал от мно-гих жи-те-лей Ки-п-ра, и чи-тал в ла-тин-ском со-чи-не-нии од-но-го пре-сви-те-ра Ру-фи-на».

2. Со-зо-мен. Цер-ков-ная ис-то-рия:

«На-доб-но знать и то, как он при-ни-мал стран-ни-ков», - пи-сал близ-кий к мо-на-ше-ским кру-гам Со-зо-мен, при-во-дя в сво-ей «Цер-ков-ной ис-то-рии» уди-ви-тель-ный при-мер из жиз-ни свя-ти-те-ля. - «Од-на-жды, по на-ступ-ле-нии Ве-ли-ко-го По-ста, в его дом по-сту-чал-ся стран-ник. Ви-дя, что пут-ник очень утом-лён, свя-той Спи-ри-дон ска-зал до-че-ри: «Об-мой но-ги это-му че-ло-ве-ку, да пред-ло-жи ему по-есть». Но, вви-ду по-ста, не бы-ло сде-ла-но нуж-ных за-па-сов, ибо свя-ти-тель «вку-шал пи-щу толь-ко в опре-де-лён-ный день, а в про-чие оста-вал-ся без пи-щи». По-это-му дочь от-ве-ти-ла, что в до-ме нет ни хле-ба, ни му-ки. То-гда свя-той Спи-ри-дон, из-ви-нив-шись пе-ред го-стем, при-ка-зал до-че-ри под-жа-рить быв-шее в за-па-се со-лё-ное сви-ное мя-со и, уса-див за стол стран-ни-ка, при-нял-ся за тра-пе-зу, убеж-дая то-го че-ло-ве-ка под-ра-жать се-бе. Ко-гда же по-след-ний, на-зы-вая се-бя хри-сти-а-ни-ном, от-ка-зал-ся, - свя-той Спи-ри-дон при-ба-вил: «Тем ме-нее на-доб-но от-ка-зы-вать-ся, ибо Сло-во Бо-жие го-во-рит: «Для чи-сто-го - всё чи-сто» ()».

Это сви-де-тель-ство о че-ло-ве-ко-лю-би-вом по-ступ-ке ис-тин-но-го хри-сти-а-ни-на, ка-ким был свя-той Спи-ри-дон, не нуж-да-ет-ся в ком-мен-та-ри-ях. Мож-но лишь за-дать-ся во-про-сом: мно-гие ли из на-ших «усерд-ных пост-ни-ков» по-сту-пи-ли бы так же как он, не убо-яв-шись «оско-ро-мить-ся» и «по-ру-шить» свои га-стро-но-ми-че-ские «за-слу-ги» пред Бо-гом?

При-ме-ча-ния

Свя-ти-те-ля-ми на-зы-ва-ют иерар-хов, то есть свя-щен-но-слу-жи-те-лей, име-ю-щих выс-ший цер-ков-ный сан - ар-хи-ерей-ский. Внут-ри этой выс-шей в Пра-во-сла-вии сте-пе-ни свя-щен-ства они под-раз-де-ля-ют-ся - по адми-ни-стра-тив-но-му прин-ци-пу - на епи-ско-пов, ар-хи-епи-ско-пов, мит-ро-по-ли-тов и, на-ко-нец, пат-ри-ар-хов (пер-вых сре-ди рав-ных). В гре-че-ской цер-ков-ной тра-ди-ции ар-хи-епи-скоп вы-ше мит-ро-по-ли-та.