С природой одною он жизнью дышал. С природой одною он жизнью дышал… Пришвин М. М Смотреть что такое "С природой одною он жизнью дышал" в других словарях

20.01.2018

19 января в МБОУ «Средняя школа №1 им. М.М.Пришвина» состоялось очередное заседание клуба «Краевед» детской библиотеки-филиала №1 им. А.С. Пушкина, которое было посвящено 145-летию со дня рождения нашего земляка – Михаила Михайловича Пришвина . Участниками литературного портрета-знакомства М.М. Пришвина «С природой одной он жизнью дышал…» стали учащиеся 10 класса МБОУ «Средняя школа №1 им. М.М. Пришвина».
Михаил Михайлович был писателем, ученым, путешественником, поэтом, который воспевал красоту родной природы и про которого писатель В. Песков сказал: «Открывая книги Пришвина, мы идем по волшебному мосту между Природой и Человеком…».

Заседание началось с выступления руководителя клуба Таравковой Е.И., которая прочла стихотворение Дмитрия Тихонова «Памяти Пришвина». Затем перед ребятами выступила Т.А. Семенец (старший научный сотрудник краеведческого музея), которая была приглашена на заседание. Она познакомила ребят с презентацией «М.М.Пришвин. 145 лет со дня рождения», из которой дети узнали интересные биографические факты о М.М.Пришвине.
Вспомнила Татьяна Александровна и путешествия Михаила Михайловича по Русскому Северу или Поморью. Именно по его территориям совершил поездку Пришвин в 1906 году, и о которой, вернувшись в Петербург, написал книгу «В краю непуганых птиц», за которую был награждён серебряной медалью Русского географического общества и избран его действительным членом. А в 1907 году Михаил Михайлович вновь отправился на Север, и по возвращению создал книгу «За волшебным колобком», в которой восхищённо описал северную природу.

Учащиеся ознакомились и с главной, как считал сам писатель книгой — «Дневники», которую Михаил Михайлович писал в течение почти полувека (1905-54 гг.) и в которой также описывал свои путешествия.
Все мероприятие сопровождалось показом слайдов с фотографиями, автором которых стал сам писатель, а также чтением отрывков из «Дневников», «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». Т.А. Семенец загадывала ребятам загадки о животных, растениях и птицах, которые часто становились героями произведений Михаила Михайловича.
К мероприятию была оформлена книжная выставка «На той земле, где Пришвин жил…» .

На заседании ребята совершили путешествие в мир книг Пришвина, и почувствовали красоту, точность и живописность языка его произведений. В конце мероприятия учащиеся зачитали рассказы – миниатюры М.М. Пришвина («Старая липа», «Бал на реке», «Первый цветок», «Осинкам холодно» и др.)





А завершилось мероприятие словами М. Пришвина: «Я расту из земли, как трава, цвету, как трава, меня косят, меня едят лошади, а я опять с весной зеленею и летом к Петрову дню цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат только, если русский народ кончится, но он не кончается, а может быть, только что начинается».

.












КОСТИНА АЛЁНА , студентка 21 группы

ГОУ СПО «Старицкий колледж».

Научный руководитель АНДРЕЕВА Д. А .,

преподаватель ГОУ СПО «Старицкого колледжа».

(Творчество художника И. И. Левитана на Тверской земле)

В 70-80-е гг. основные тенденции развития русской живописи определяли молодые художники, объединившиеся в1870 г. под руководством И. Н. Крамского в «Товарищество передвижных художественных выставок». Большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. Третьяков.

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала отмена крепостного права, является уникальным этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в социальных и культурных событиях. Изобразительное искусство было непосредственно связано с общественной жизнью, влияло на нее, являясь проводником принципиально важных политических идей и нравственных установок.

Ко второй половине XIX в. функции живописи в российском обществе коренным образом изменились. Если ранее она служила идее украшения жизни и была призвана, прежде всего, радовать глаз гармонией форм и совершенством красочных решений, то в пореформенный период эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось более важным правдиво запечатлеть на холсте мир бедности, бесправия, нищеты, критически взглянуть на традиционную народную жизнь, глубоко выразить чувства и переживания самых разных сословий. Неприятие общественных порядков, способность “заболеть” несовершенством и несправедливостью жизни – все это становилось характерной чертой русской живописи пореформенного периода и говорило о сопричастности ее творцов судьбе России и русского народа. Вера в воспитательную миссию искусства и его социальную значимость способствовала рождению блестящей плеяды художников-мастеров классической реалистической живописи.

Эстетика нового реалистического пейзажа XIX в. слагается на путях критического переосмысления традиций академического и позднеромантического пейзажа. Предлагая художнику сумму готовых рецептов, как выбрать увлекательный вид и эффектно скомпоновать красивую картину, эти традиции учили видеть и изображать природу, очищенную от повседневности и тормозили развитие живого реалистического чувства природы. Не исключительные виды и явления, заведомо красивые, а поэзия, рождающаяся из прозы, из опыта обычного, повседневного общения с природой – такова задача реалистического пейзажа. Это был путь его демократизации, внесение в пейзажный образ эмоций, настроений и оценок, присущих широким массам народа.

В реалистическом направлении работали многие выдающиеся художники того времени, такие как А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

Именно на этот период приходится творчество Исаака Ильича Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю)1860 г. в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге - переводчиком, контролёром, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в1870 г.

Образование Исаак Левитан получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1884 гг.).

Между тем жил он в эти годы очень тяжело. В1875 г. умерла его мать, а двумя годами позже - отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал.

Жизнь началась лучше после знакомства с П. М. Третьяковым, который приобрел у Левитана картину «Осенний день. Сокольники». В это же время произошло сближение с С. Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком.

Следующий,1887 г., оказался рубежным в судьбе живописца. Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провел на великой русской реке. Ездил Исаак Ильич на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой. За годы проведенные с Софьей Петровной, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердивших его в роли ведущего русского живописца.

Слава Левитана росла. В1891 г. художник стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с «Миром искусства» и с его лидерами — С. Дягилевым и А. Бенуа.

В поисках вдохновения художник Исаак Ильич Левитан много путешествовал.

В Тверскую губернию, в имение Панафидиных-Вульфов Курово-Покровское, он впервые приехал весной1891 г. Рекомендацию на посещение усадьбы ему дала Лика Мизинова - знакомая Левитана, племянница Н.П. Панафидина.

В наших краях он появился в сопровождении Софьи Петровны Кувшинниковой.

В знак благодарности, Левитан написал портрет хозяина дома Н. П. Панафидина, изобразив его сидящим в кресле. Тем же летом появился второй портрет хозяина дома. Эти две работы — редкое исключение в творчестве Левитана, он был «чистым» пейзажистом и в его картинах человек не присутствовал.

Результатом пребывания Левитана в наших краях было рождение одного из значительных его полотен «У омута».

Омут — сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана тайна — несчастной ли любви, страшного ли преступления, встречи ли с тем, что недоступно пониманию. Это мир русалок и леших, это мир неземных озарений и страшного отчаяния. «У каждого в жизни был свой омут», — говорил Левитан своей спутнице. Он уловил это тревожное настроение и выразил его живописными средствами. Это было его кредо: «Природу украшать не надо, — утверждал художник, — но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».

Художник создал полотно редкой впечатляющей силы: общий сумеречный тон картины, таинственно спокойная гладь омута, хмурое вечернее небо, красноватые отсветы заката на воде, пустынная тропинка, словно прячущаяся среди темных кустов, – все это создает образ природы, полной тревожной настороженности, скрытого драматизма.

С отъездом из имения Панафидиных не закончились творческие связи Левитана с Тверским краем.

Следующий его приезд на тверскую землю состоялся весной1893 г. И в этой поездке его сопровождала С. П. Кувшинникова. Остановились они в старинном поместье Ушаковых в селе Островно.

Здесь, в озерном крае, зародилось центральное его полотно «Над вечным покоем», про которое художник писал П. М. Третьякову: «Я в нем весь со всей своей психикой, со всем своим содержанием…».

«Над вечным покоем» — одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Написанная с большим увлечением, под вдохновляющие звуки героической симфонии Бетховена, она сама воспринимается, как торжественный реквием, воплотивший раздумья Левитана о кратковременности человеческого существования и величии неиссякаемо могучих сил природы.

Три стихии представлены на холсте – темная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они, составляясь и пересоставляясь в непонятном человеку стремлении, формируют грозный образ природы, характерный для этой работы.

Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

Картину «Над вечным покоем» Левитан считал самой значительной из своих работ.

В марте1894 г. Левитан третий раз приезжает в наши края. Остановился он в Горке - имении своих знакомых Турчаниновых.

Шедевром стала картина «Март».

Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты.Все в «Марте» находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были «спорить» между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывают голубые рефлексы неба, — и ничего не «кричит», не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.

В этом полотне Левитан изображает природу как бы крупным планом, без ненужных подробностей.

Картина «Весна. Большая вода» так же принадлежит к числу значительнейших произведений Левитана.

«Весна. Большая вода » — одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она исполнена поистине весенней светлой и тихой радости, удивительно «песенна» и «музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Беспечальная, светлая радость, какая-то ее спокойная полнота исходит от картины. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, светлый и радостный, является основой, на которой развертывается светлое, лирическое содержание картины.

Осенью1895 г. Левитан приступил к работе над одним из самых пронзительных по тонкости чувств произведений – «Золотая осень».

«Золотую осень», свое известнейшее произведение, художник написал в тверском имении Горка, принадлежавшем А. Н. Турчаниновой, и построил его на смелых цветовых контрастах. Промытое до прозрачной голубизны небо, золото листвы, зелень пожухлой травы сливаются в нечто неотменимое и вечное — в красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека. Левитан «понял, — писал А. Головин, — как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы….»

Картина «Золотая осень» — самая популярная картина Левитана, посвящённая русской осени. Эта картина отличается яркостью, повышенной декоративностью.

В это время он задумал свою заключительную картину, которую хотел назвать «Русь». Смерть оборвет работу над этим полотном. Неоконченная, она появится в Русском музее Петербурга под названием «Озеро».

1896 г. — период последнего приезда Левитана в Горку, в Тверской край. Дома в Удомле, где жил художник, не сохранились.

Левитан возвращается в Москву. К нему пришло великое признание. Тем временем, у художника развивается жестокая сердечная болезнь. Умер Левитан 4 августа1900 г.

«С природой одною он жизнью дышал» — эту строчку из Баратынского привел Левитан в письме к В. Гольцеву. Все начинается у него с любви к природе. С нею нерасторжимо связан весь мир Левитана. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Сколько раз она дарила ему минуты, когда он был всего счастливее, добрее, чище!

Картины Левитана безлюдны, но человечны. Они несут в себе высокое нравственное содержание. Он умел говорить о человеке через пейзаж, умел «искать и открывать в природе – по выражению М. М. Пришвина – прекрасные стороны души человеческой».

Грустно, что жизнь художника промелькнула так быстро и безвозвратно. Сколько людей могли бы стать счастливыми, увидев его новые полотна, печалиться, радоваться, страдать, потому что за этими картинами любовь и горечь, боль и радость жизни, за ними Родина и собственная жизнь художника.

Уходят художники, но картины хранят биение их сердец. Пройдут годы, придут другие художники, они сменят ушедших. Сменят, но не заменят. «Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера», — сказал Гюго.

1 марта в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи сотрудники сектора по работе с молодёжью провели мероприятие «С природой одною он жизнью дышал…», посвящённое 145 – летию со дня рождения М.Пришвина. На нём присутствовали учащиеся младших классов средней школы №2. Ведущая рассказала детям о том, каким удивительным человеком был М.М. Пришвин, как умел он видеть красоту в самых обыденных вещах и показывать её своему читателю. Говорили о биографии писателя: о его нелегком детстве, юности, о том, как он стал писателем.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущево-Левшино Орловской губернии.

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин занимался разведением орловских рысаков, был страстным охотником. Он проигрался в карты, продал конный завод и заложил имение. Мать будущего писателя, оставшись после смерти мужа с пятью детьми на руках, дала всем детям достойное образование.

В 1893 г. Михаил Пришвин закончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище, а затем продолжил образование в Рижском политехникуме. В 1897 он уехал за границу, где учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, он становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу. М.Пришвин знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908).

Книга «У стен града невидимого» появилась в результате путешествия писателя в Заволжье. Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. В годы первой мировой войны М.Пришвин был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением отразилось в написанной в 1920-е годы серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы», прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России.

В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым работал до последних дней.

В начале 1930-х годов М.Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле он написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени писатель отдавал дневникам.

С природой одною он жизнью дышал! Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Баратынский Е.А.

Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: «Нельзя, сынок, писать на книжках» . И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика, и будут являться гимном всей его жизни.
Глядя на его портрет, удивляешься: крепкий, широкоплечий мужчина с бородой и кудрявыми волосами, умел разговаривать с деревьями и облаками, он слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается солнце. Даже в народе его называли – лесной богатырь, царь леса. Ведь на его картинах шумят сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит на его картины – залюбуется. Он очень любил природу, свою Родину. Больше всего художник любил изображать на своих полотнах лес. Даже фамилия этого художника была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович. Сонный провинциальный городок Елабуга будто спрятался в дремучих северных лесах. Синий сосновый бор, сплошной стеной стоящий по берегам реки Камы расступается, образуя плавный полукруг. Природа, как по заказу, создала для небольшого городка прекрасный пейзаж. Здесь, 25 января 1832 года, и родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. Никакие игры и веселые мальчишеские забавы не занимали пятилетнего Ваню. Он был охвачен страстью к рисованию. Никто тогда и предположить не мог, что это страсть – на всю жизнь. «Мел и уголь не исчезали из его рук. Все стены и двери комнат были расписаны самыми замысловатыми фигурами. То человеческий глаз, то дерево, то рука…» – вспоминала двоюродная сестра художника. Маленький Ваня часами пропадает в мастерской отца, помогая ему в резьбе по дереву и камню. Затем учеба в гимназии. Отец, Иван Васильевич ценит способности сына к рисованию. Всячески ему помогает в этом и поддерживает. Отыскивает для него статьи об искусстве, книги с биографиями великих художников. Ваня часами просиживает в своей комнате над книгами и журналами. Или бродит в окрестностях Елабуги, делая рисунки с натуры. Вдруг у Вани созрело твердое решение – ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Однажды вечером, заливаясь слезами, мать ставит перед сыном вопрос ребром: – Кем ты хочешь быть? Уважаемым человеком в родном городе? Или «маляром» в чужой Москве? – Художником, – тихо, но твердо отвечает младший сын. Отец определяет его в Московское училище, где Ваня впервые увидел картины известного в те времена Айвазовского и был потрясен. В училище он делает успехи, о нем говорили: Шишкин рисует природу, как до него никто не рисовал. И уже тогда он влюбился в лес и рисовал все, что ему было по нраву. Потом учеба в Академии художеств в Петербурге. Много пишет картин, за которые он получал гонорары и премии. Были поездки в Берлин, Швецарию, но он скучал по Родине. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по лесам и полям России.

Друзья называли его «царем леса» . Характерны и названия картин Шишкина: самая известная - «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Среди долины ровные», «На севере диком», «Рубка леса», «Корабельная роща». В 1868 году в Петербургской Академии Иван Шишкин выставляет «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду», за которые Совет Академии присуждает ему звание академика. В 1873 году Академия художеств возвела Ивана Ивановича Шишкина в звание профессора пейзажной живописи за мастерскую картину «Лесная глушь». Полотна великого художника отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы.


«Рожь»
– одно из лучших произведений в творчестве художника. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу . Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Насколько может охватить глаз, до самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти детали обогащают картину, придают ей жизненную убедительность и задумчивость. Разумеется, такие могучие деревья никогда не растут в поле. Их неминуемо выкорчевали бы, поскольку они мешали расти пшенице. Но попытаемся «стереть» деревья с пейзажа. Пусто и скучно станет в поле. Картина «Рожь» – это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатства природы, которым она вознаграждает труд человека, – вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

Мне хорошо, колосья раздвигая, Сюда ходить вечернею порой. Стеной стоит пшеница золотая По сторонам дороги полевой. И хорошо мне здесь остановиться, И, глядя вдаль, подумать, помечтать. Шумит, шумит высокая пшеница, И ей конца и края не видать. Исаковский М.В.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал ветер или ураган. Когда смотришь на полотно, хочется сделать глубокий вдох, чтобы всей грудью ощутить этот терпкий и благоуханный аромат хвойного бора. Немного отвлекшись от леса, можно рассмотреть ручей, вытекающий из-за деревьев. Вода в нем прозрачная и теплая до самого дна. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода». Сосны в этом лесу особенные…
«Утро в сосновом лесу»
– одно из самых популярных произведений русской живописи. Художник как бы открывает перед нами глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.

«На севере диком…» , эта картина написана мастером к 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова. Одиночество...Снег… Кругом царство тьмы и снега, и лишь на переднем плане единственное дерево – сосна. Сурова природа севера. Художник, рассказывая нам об этом, изображает скалы, покрытые толстым слоем снега, от которого веет холодом. Скалы, укрытые снегом, кажутся голубыми, с серебристым, розоватым и оранжевым оттенками. Яркий свет от луны, отраженный белой поверхностью кажется серебристо-голубым. На свету снег принимает не только синий, голубой, фиолетовый, но и желтоватый, розоватый оттенки. Большая часть картины окрашена в холодные тона: белый, синий, фиолетовый, черный. А на самом краю обрыва стоит могучая одинокая сосна. она выдержала и морозы, и ветра, а ее крепкие корни смогли прорасти сквозь камень. Художник мастерски передает величавое спокойствие земли укрытой тяжелым белым покрывалом снега. Здесь не ступала нога человека. Природа спит в тишине и спокойствии. А сияние лунного света передает пейзажу ощущение таинственности.

Непревзойденна по своей песенной красе картина «Лесные дали». В этом произведении Шишкин как бы изливает свою любовь к Отчизне. Написанное будто с птичьего полета, это полотно уникально по своему композиционному ключу. В его оптическом центре сияет небольшой водоем. И это светлое пятно как бы подчеркивает лучезарность самой земной природы, будто обладающей светоносностью, подобной солнцу. Конечно, мы отлично понимаем, что зеркальная, сверкающая гладь воды отражает летнее небо, но этот неожиданный блик света в сочетании со сложными переливами ажурного света на кронах сосен и тончайших переходов зеленых и голубых тонов создает удивительную среду, превращая весьма привычный сюжет в волшебную, сказочную по прелести панораму. Эпический масштаб картине придает не только богатырский формат произведения, но и поразительные детали, вызывающие бездну ассоциаций и раздумий. Вглядитесь, и вы найдете в голубом бескрайнем просторе словно плавающую в океане неба птицу, парящую среди легких перистых облаков. Беззвучный полет благородной птицы как бы отражает гордую стать этого великолепного ландшафта.

Творческая деятельность И.И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» . Сосны прямые, как мачты кораблей, ветви, как паруса качаются. Как здесь светло, солнечно. Разогретые на солнце стволы деревьев светятся розово-оранжевым цветом. Воздух наполнен ароматом сосновой смолы и хвои. Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета.
Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом. Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света. На востоке сосна символ долголетия, т. к. живет до 500 лет. Шишкин - чародей. Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и неохватности пространства леса. Сама душа улыбается, когда глядишь на полотна Ивана Шишкина. Посетите Третьяковскую галерею или Русский музей, полюбуйтесь на картины великого мастера, и вы не останетесь равнодушными.

Не только деревья, речку, небо, травы видим мы на картинах художника. В каждой из этих картин перед нами открывается душа художника, его внутренний мир, потому что, постоянно наблюдая и изучая природу, истинный художник старается уловить в ее жизни мгновение наиболее близкое и дорогое его сердцу, наиболее полно выражающее его чувства. И когда мы всматриваемся в полотно, написанное рукой большого мастера, то нам невольно передается то светлая радость, то затаенная грусть, то тревога, которые вложил в свою работу художник. И в этом заключается радость, которую приносит нам встреча с живописью.

Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Это писатель-труженик, писатель-патриот, писатель-путешественник.

140-летию М.Пришвина было посвящено заседание в экологическом агентстве «Лесовичок и К» детской библиотеки Октябрьского микрорайона. Юные «лесовички» к юбилейному знакомству готовились заранее: прочли все книги автора, список которых им был дан заранее, подготовили ответы на вопросы и задания по творчеству М.Пришвина.
В библиотеке на медиауроке школьники познакомились с биографией писателя, узнали, что великая любовь Пришвина к природе родилась благодаря его любви к человеку: «Пишу о природе, сам же о людях думаю». Ученый, путешественник, мастер художественного слова – Пришвин описывал жизнь природы в различные времена года, открывал читателю мир удивительных явлений, учил бережно, по-хозяйски относиться к природным богатствам страны. Михаил Михайлович знал о природе всё, понимал её язык. Этот необыкновенный дар достался ему от матери, которая научила его вставать рано, до восхода солнца. Всю свою жизнь писатель хранил в себе этого ребенка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивительными глазами. Книги Пришвина – это азбука природы, которая учит людей быть бережливыми.
За Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы».
Действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры. А человек – часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мертвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин.
Пусть для юных экологов агентства и для всех читателей детской библиотеки каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина!
В конце заседания школьники с интересом слушали стихотворение моряка-поэта Д. Тихонова «Памяти Пришвина», перелистали страницы его книг на юбилейной книжной выставке «Певец природы» и получили в подарок от библиотеки закладки для книг с обращением писателя к детям.